fbpx

Подпишитесь на бесплатную рассылку обновлений сайта

Регистрируясь, Вы автоматически принимаете условия Соглашения на обработку персональных данных

Лекарственно-индуцированная иммунная тромбоцитопения: обзор клинического случая

Лекарственно-индуцированная иммунная тромбоцитопения вызывается антителами, которые инициируются приемом различных медикаментов. Данная реакция затрагивает только небольшую часть пациентов, которые принимают лекарства. Данный обзор посвящен именно этому состоянию.

42-летний мужчина обратился с целью полной стоматологической реабилитации под общим обезболиванием. В анамнезе-хронический гастрит, гипертония, задержка развития средне-тяжелой степени тяжести. Пациент принимает лизиноприл по 20 мг и 40 мг фуросемида ежедневно дважды в день.
В пределах нормы данные внешнего осмотра.
Внутриротовое обследование: у пациента было обнаружено несколько кариозных зубов. План лечения включал также 2 удаления.
Как только стоматолог приступил к работе с пациентом в операционной, он отметил красные участки, которые появляются после надавливания зеркалом или хирургическим ретрактором. Эти области отсутствовали до начала процедуры.
Внутриротовые фото дна полости рта и слизистой оболочки в передней области показаны ниже.

иммунная тромбоцитопения
Лекарственно-индуцированная иммунная тромбоцитопения

Стоматолог решил на данном приеме завершить реставрации зубов, но не выполнять удаление.
После того, как процедура была завершена, врач побеседовал с законным опекуном и посоветовал получить дополнительную консультацию заведующего отделением, чтобы изучить потенциальные причины синяков (кровоподтеков).
Через несколько дней врач осмотрел пациента. Он назначил несколько лабораторных тестов. Ниже приведены результаты некоторых из них:
Эритроциты: 4,7 млн клеток/мкл
Лейкоциты: 6000 в мкл
Тромбоциты: 2500 в мкл
Протромбиновое время (PT) и частичное тромбопластиновое время (PTT): в пределах нормальных значений.На следующем приеме врач получил подробную историю болезни пациента и обнаружил, что фуросемид был назначен другим врачом всего за четыре месяца до назначения в операционную. Он знал, что фуросемид является одним из потенциальных препаратов, связанных с медикаментозной иммунной тромбоцитопенией.
Был поставлен диагноз: медикаментозная иммунная тромбоцитопения
Стоматолог рекомендовал пациенту немедленно обратиться к лечащему врачу с целью замены препарата. Через четыре недели количество тромбоцитов у пациента приблизилось к норме.

Лекарственно-индуцированная иммунная тромбоцитопения: теория

Лекарственно-индуцированная иммунная тромбоцитопения вызывается антителами, которые инициируются приемом медикаментов. Может быть вызвана многими лекарствами. В последних докладах было выявлено по меньшей мере 85 лекарственных средства, причинно-следственная связь между их приемом и развитием данного состояния,  считалась доказанной.
Эта реакция затрагивает только небольшую часть пациентов, которые принимают лекарства. Некоторые из самых распространенных- хинин (иногда назначается при ночных судорог мышцы и малярии), соли золота (при артрите), сульфаниламиды, карбамазепин, циметидин, и напроксен. Предрасполагающих, генетических или экологических факторов выявлено не было.
Частота лекарственно-индуцированной тромбоцитопении описана недостаточно хорошо. Некоторые исследования из США и Европы оценивают заболеваемость около 10 случаев на миллион населения в год. Число, вероятно, выше в некоторых группах населения.
Лекарственно-индуцированная иммунная тромбоцитопения должна подозреваться у любого пациента с острой тромбоцитопенией неизвестной причины. Низкое количество тромбоцитов при приеме лекарства, которое потенциально может вызвать снижение количества тромбоцитов, является ключевым в определении диагноза.
Многие пациенты с данной патологией имеют только небольшие кровоизлияния и случайные экхимозы, не требующие специального лечения. Пациенты с тяжелой тромбоцитопенией и активными спонтанными кровотечениями должны подвергаться лечению путем переливания тромбоцитов из-за риска внутричерепного кровоизлияния. Стероидные препараты также назначаются при таком течении заболевания.

Источник Aster RH, Bougie DW. Drug-induced immune thrombocytopenia. NEJM. 2007;357(6):580-587.

Добавить комментарий